Яркий дебют

Версия для печатиВерсия для печати

Третий областной конкурс «Педагогический дебют» прошел в Вологде в конце апреля. В этот раз он собрал 32 молодых педагогов с педагогическим стажем не более пяти лет из Вологды, Череповца, девяти районов области, Вологодского многопрофильного лицея и Вологодской кадетской школы-интерната. Среди участников - 27 учителей, 2 педагога-психолога, 3 педагога дополнительного образования.

Напомним, что соучредителями областного конкурса «Педагогический дебют» являются Департамент образования Вологодской области и областная организация Профсоюза работников народного образования и науки. Цель его проведения – поддержка молодых педагогов, содействие их профессиональному становлению.

В первом туре конкурсанты представили на суд жюри открытый урок и его самоанализ. После выполнения заданий состоялся откровенный разговор участников конкурса с жюри, в ходе которого молодые педагоги получили ценные советы и рекомендации. По итогам двух конкурсных заданий первого тура жюри определило 10 участников, которые боролись за звание победителя во втором туре. В нем они представили публичное выступление на актуальную для системы образования тему, которую сформулировали сами конкурсанты.

Для участников состоялась интерактивная игра, посвященная Году правовой культуры в Общероссийском профсоюзе образования, которую провела председатель областной организации Профсоюза Светлана Павлушкова. Шесть команд отвечали на вопросы о правовом статусе педагога и трудовом праве.

Большой интерес у участников вызвал круглый стол на тему «Профессиональное становление молодого педагога – основа инновационного развития современной школы», организованный членами Общественного совета при Департаменте образования области. Участие в дискуссии также приняла начальник Департамента образования области Елена Рябова. Светлана Вадимовна выступила модератором той части дискуссии, в которой обсудили меры социально-экономической поддержки молодых педагогов, проблемы их адаптации и закрепления в школе, профессионального роста и развития, а также актуальные проблемы обеспечения жильем и льготной ипотеки.

Абсолютным победителем областного конкурса «Педагогический дебют» стал учитель технологии средней общеобразовательной школы № 30 г. Вологды Валерий Чуканов. В числе победителей – учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 1 г. Сокола Римма Кутузова, учитель музыки Верховажской средней общеобразовательной школы им. Кремлева Елена Черепанова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 34 г. Череповца Ксения Елистратова и педагог-организатор Вологодской кадетской школы-интерната Анжела Кот. Председатель областной организации Профсоюза Светлана Павлушкова также вручила специальный профсоюзный приз: его обладателем стала Римма Кутузова.

Римма Кутузова, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 1 г. Сокола: - Участие в конкурсе "Педагогический дебют" дало мне новые знакомства, впечатления, эмоции. Очень понравилось то, как внимательно к нам относились члены жюри, и то, насколько они были компетентны, поэтому волнения практически не было никакого. Такие конкурсы, безусловно, нужны не только молодым, но и педагогам со стажем, так как мы не только показываем то, что умеем, но и учимся друг у друга. Также важно и то, какую поддержку мне оказали мои коллеги, теперь я точно убедилась, что правильно выбрала профессию и коллектив. Самым сложным, наверное, был урок, так как здесь нужно было продумать все, каждую минуту и в то же время найти контакт с детьми и показать то, какой ты все-таки учитель. Интересной была правовая игра, организованная областной организацией Профсоюза. Мы действительно очень много узнали, нам очень не хватает правовых знаний, потому вся информация действительно была полезной. Хорошо бы провести семинар или специальные курсы на эту тему.

Ирина Литвин, научный сотрудник лаборатории менеджмента образования: - В 2016 году "Педагогический дебют" прошел уже в третий раз. Этот конкурс - не просто профессиональный праздник, а часть всего конкурсного движения нашей области, которое направлено на выявление, поддержку и поощрение талантливых педагогов области, распространение передового педагогического опыта и повышение престижа учительской профессии. За время проведения конкурса «Педагогический дебют» в области наметилась положительная динамика по численности молодых педагогических работников. В 2015/16 учебном году в общеобразовательных учреждениях Вологодской области работают 693 молодых педагога, педагогический стаж которых не превышает 5 лет (в 2014/15 учебном году – 626). Но недостаточно просто привлечь молодых педагогов в школы, необходимо помочь им закрепиться в системе образования. Профессиональное сопровождение учителей осуществляют методические службы, которые в настоящее время имеют определенный практический опыт. Однако в решении материальных проблем, в решении каких-то правовых вопросов, конечно же, ведущая роль остается за профсоюзами.

Юлия Ильина, учитель русского языка и литературы Сосновской средней общеобразовательной школы: - В "Педагогическом дебюте" я участвовала первый раз. Мне очень нравится принимать участие в молодёжном движении, в конкурсах профессионального мастерства (в 2015 году я также с удовольствием участвовала в конкурсе "Творчество и поиск молодых" в городе Грязовец). Что даёт участие в подобных конкурсах? Конечно, опыт. И не просто опыт, а воодушевление на улучшение своей собственной ежедневной работы. На конкурсе "Педагогический дебют" свои мастер-классы нам показали заслуженные учителя клуба "Учитель года Вологодской области". Они задали нам высокую планку и показали пример влюблённого в свою профессию педагога. Для меня конкурсы - это позитив в общении с детьми. На конкурсе я встретила много своих замечательных, самых лучших коллег, с которыми мы редко видимся. Мы делились своими удачами и переживаниями. Таким образом, конкурс объединил нас. Конечно, нам всем было непросто в достаточно короткие сроки подготовить проект, урок и публичное выступление. Это было самым сложным моментом конкурса. Но в то же время я адекватно себя оцениваю и поняла свои минусы при подготовке. Взяла для себя урок в следующий раз быть лучше! Самый приятный момент, который запомнился, - радость за победителя. Хочется выразить благодарность организаторам конкурса, которые уделяли внимание каждому участнику, поддерживали, улыбались, заботились! Конкурс объединил тех людей, которые ценят, любят и верят в гордое звание педагог! И благодаря таким конкурсам, авторитет профессии повышается, учителя хотят остаться в профессии. В заключение своих слов приведу цитату Льва Толстого: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...».

Валентина Березкина, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 41 г. Череповца: - Педагогический дебют – это, безусловно, нужный и полезный конкурс, ведь в его процессе ты осознаешь, насколько далеко ты продвинулся в своем профессиональном становлении. Это своеобразная проверка и одновременно тренировка твоих организаторских, творческих, познавательных и личностных качеств. Лично для меня конкурс послужил некоторым катализатором в утверждении, что я выбрала верный путь, пусть сложный и тернистый, но не менее увлекательный и важный. В процессе конкурса самым сложным было побороть волнение, ведь ты берешь на себя ответственность представить не только себя и свое мастерство, но и учебное заведение, в котором имеешь честь работать. Хотелось бы выразить огромную благодарность организаторам конкурса за полезные мастер-классы, которые действительно показали, как правильно заинтересовать аудиторию и удерживать ее внимание. Очень много полезной информации также почерпываешь из общения с коллегами. Здорово, что в процессе конкурса сложилась дружеская атмосфера между участниками, потому что она позволяла поделиться своим опытом и в то же время тянуться за более знающими педагогами.

Виктория Малафеевская, учитель русского языка и литературы Присухонской основной школы: - В школе я работаю всего восемь месяцев. Сначала завуч нашей школы предложила мне поучаствовать в районном конкурсе. Я попробовала: написала эссе, подготовила урок. Опыт оказался таким удачным, что я стала победителем и отправилась на областной конкурс. Самое полезное и ценное – это знакомство с интересными людьми: членами жюри, работниками института развития образования, участниками конкурса – знаю, к ним ко всем я однажды смогу обратиться. Важным оказался и опыт: посмотреть на свои ошибки, подготовку других участников, теперь знаю, как на что стоит обратить внимание в ходе подготовки к конкурсу. Поскольку в школе я работаю недавно, благодаря конкурсу я познакомилась с новыми образовательными стандартами и научилась строить по ним урок. К сожалению, программа обучения в наших вузах не учит преподавать по ФГОС. Конкуренты были сильные, но через год я снова готова участвовать в этом конкурсе, потому что подготовка тех, кто преподает 3-4 года, совсем на другом уровне. А всем молодым учителям я желаю терпения, дисциплины в классах, умения себя поставить и обязательно участвовать в конкурсах – все это пригодится. «Профсоюзная газета» № 8 от 19 мая 2016 года