Исторический очерк

Версия для печатиВерсия для печати

Профессиональное движение среди работников просвещения России в сравнении с другими профсоюзами, имеет более богатую историю. Попытки к объединению среди просвещенцев уже заметны в конце XIX столетия, когда пульс общественной жизни России вообще был чрезвычайно слаб.

В 1891 году по инициативе группы учителей Вологды (Масленников, Пахолков и др.) организуется библиотечное общество, переименованное позже в Просветительное общество «Помощь», куда могли входить только те, чей взнос был не менее 3 рублей, то есть наиболее обеспеченные, 25% составляли учителя средней школы. Учитывая это, сущность общества, его цели и задачи носили исключительно просветительный характер.

Другое общество, возникшее в 1896 году под названием «Общество вспомоществования учащим и учившим в начальных училищах», носило несколько иной оттенок, объединяя только учительство. Параграф 1 Устава общества гласил: «Общество имеет целью помогать нуждающимся учащим и учившим в народных училищах Вологодской губернии денежными пособиями, подъисканием им занятий и другими видами помощи». Уже одно это говорит о том, что общество по своей сущности являлось близким к профессиональным объединениям. В 1906 году оно насчитывало 560 членов, неравномерно распределившихся по уездам губернии: г. Вологда - 36 чел., Вологодский уезд - 103 чел., Грязовецкий - 133, Кадниковский - 31, Тотемский - 38, Вельский - 52, Никольский - 39, Устюжский - 15, Сольвычегодский - 21, Устьсысольский - 22, Яренский уезд - 9 человек. Из приведенных данных видно, что охват членством учительской массы был сильнее в уездах, прилегающих к губернскому центру, и совсем слаб в Северо-Восточных уездах. Причина такого расклада заключалась в удалении от центра и в отсутствии там филиалов, открытие которых властями запрещалось.

Обладая значительными средствами (15500 рублей), общество в июне 1906 года организовало первый Съезд учащих всех типов школ губернии, на котором присутствовало более 500 человек. Уже сам характер вопросов, поставленных на Съезде, говорит о том, что происходящие события волнуют учительство. Содержание их пропитано духом упорной борьбы с существующим порядком вещей, борьбы за свободную школу.

Несмотря на большую работу, проводимую обществом, добиться реорганизации его в учительский союз все же не удалось. Обходились кружками учащих, где проводились беседы на разные темы. Одним из таких руководил ссыльный К.Н. Левин.

В 1905 году четко наблюдаются попытки провинциального учительства к организации местных отделений Всероссийского Союза учителей, создавшегося в 1905 году в Петербурге. Характерно, что инспектор училищ в Вельске, узнав о попытках организации Союза, миролюбиво, с отеческой заботой советовал учителям не вступать в этот Союз: «Вас зря никто не обидит, а в случае какого-либо греха, не спасет и Союз», - говорил он.

В Кадникове все же была организована ячейка учительского Союза, а в качестве исполнительного органа создано временное Бюро из трех человек, которое было связано с Петербургом, откуда и получало указания по работе. Этим в основном и исчерпывается работа учительских организаций в годы первой революции.

На базе Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию в 1919 году был создан Всероссийский Союз работников просвещения и социалистической культуры. В этом же году организовались и губернские отделы союза. Первым председателем Вологодского губернского отдела в 1920 году был избран В.И.Сиземский. Объединенный профессиональный союз работников просвещения и культуры  просуществовал до 1922 года.

В 1937 году в связи с образованием Вологодской области были созданы Вологодские областные комитеты профсоюза работников начальной и средней школы (председатель А.М.Попов), дошкольных учреждений и детских домов (председатель Е.В.Голубева), высшей школы и научных учреждений (председатель Л.Н.Матвеев).

Неизменно защищая права работников, профсоюз оставался в самые трудные, переломные годы нашей истории активным пропагандистом всего нового и передового, лучших достижений отрасли. Создание добровольного спортивного общества «Учитель» для пропаганды физкультурно-оборонительной работы, поддержка новых починов и начинаний, развертывание соцсоревнования в Вузах в предвоенные годы – яркий тому пример! В годы войны члены профсоюза работников образования участвовали в сборе средств на строительство колонны танков «Народный учитель». Будни профсоюза были наполнены активной деятельностью по вовлечению работников в общественную жизнь и формированию у них активной гражданской позиции.

В 1948 году по Постановлению ВЦСПС обкомы профсоюза работников дошкольных учреждений, начальной и средней школы были объединены в обком профсоюза работников просвещения, куда в 1957 году вошел и обком профсоюза работников высшей школы и научных учреждений. Именно с этой даты обком стал именоваться как Вологодский областной комитет профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. 20 января 1958 года прошла первая отчетно-выборная конференция, где первым председателем был избран Сергей Александрович Моданов.

В дальнейшем областную организацию возглавляли:

с 1960 по 1965 год – Рябев Дмитрий Степанович;

с 1965 по 1976 год – Толокнова Мария Николаевна;

с 1976 по 1992 год - Александр Иванович Ермушин;

с 1992 по 2009 год - Димони Олег Анатольевич.

В советский период профсоюз являлся гарантом социально-трудовых прав и интересов работников образования. В эти годы повысилась роль профсоюзных организаций в деле улучшения работы общеобразовательных учреждений области через организацию социалистического соревнования.

Управляя бюджетом фонда государственного социального страхования, областная организация профсоюза проводила огромную работу по оздоровлению и отдыху работающих и как следствие - по снижению заболеваемости в отрасли. Многие работники с удовольствием лечились и отдыхали в  профсоюзных здравницах, домах отдыха и на туристических базах. В летний период открывались самодеятельные дома отдыха, пансионаты с лечением на базе местных курортов. Школьники ежегодно направлялись в городские и загородные оздоровительные лагеря.

Большое внимание уделял обком профсоюза вопросам улучшения жилищных условий работников отрасли. Активная работа по нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся велась в Домах учителя (так называемых клубах профсоюза работников просвещения). И, конечно же, в центре внимания была и остается забота об улучшении условий и охране труда работников народного образования.

По инициативе профсоюза был разработан цикл лекций по разъяснению  трудового законодательства, вопросам охраны труда, Устава профсоюза работников народного образования. Все перечисленное – далеко не полный перечень деятельности учительского профсоюза. В каких условиях человек работает, живет, с каким настроением идет на работу, что мешает ему трудиться с полной отдачей – все эти вопросы всегда были в поле зрения профсоюза.

В 1992-2009 годах под давлением профсоюзной организации областная власть неоднократно принимала решения о повышении уровня оплаты труда работников образования, об оказании единовременной материальной помощи по выходу из отпуска, об оставлении на уровне области прежних межразрядных коэффициентов ETC, о введении надбавок за стаж работы, возврате долгов по зарплате, компенсациям на методическую литературу и льготам по коммунальным услугам сельским педагогам, о создании стимулирующего фонда в фонде оплаты труда образовательных учреждений и т.д. 

С позиций сегодняшнего дня хорошо видно насколько сложным, подчас противоречивым был путь становления и развития профсоюза работников образования. Пожалуй, самыми критическими, самыми напряженными стали годы «реформ». Именно в этот период вологжане прошли хорошую школу борьбы за права педагогов и студентов, за судьбу образования. Профсоюз показал умение жестко отстаивать интересы педагогов и в то же время готовность идти на компромисс, решать проблемы в рамках социального партнерства.

С 21 декабря 2009 года областной организацией профсоюза руководит Павлушкова Светлана Вадимовна.