Средства на увеличение МРОТ должны быть заложены в бюджетах!

Версия для печатиВерсия для печати

Письмо от 10.11.2009 г. № 1-22/200 Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я.

Уважаемый Юрий Яковлевич!

Законом Вологодской области «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета» от 17 октября  2008 года № 1862-ОЗ (статья 6) определено, что заработная плата работников государственных учреждений (без учёта премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с настоящим законом, не может быть меньше заработной платы (без учёта премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения в действие настоящего закона, при условии сохранения объёма должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Основанием для принятия такой правовой нормы, вероятно, явилось Постановление Правительства Российской Федерации «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» от 05.08.2008 г. № 583 (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 г. № 725).

Решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 10 декабря 2008 года, протокол № 8, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год, пункт 15-й которых также содержит аналогичную норму.

Считаем, что такая правовая норма противоречит определению заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждению за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат), данному в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом в соответствии с частями 2 и 3 статьи 129, частью 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ тарифная ставка, оклад являются фиксированными размерами оплаты труда за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени, а также за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Вознаграждение за труд, признаваемое в соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ первым по значимости слагаемым элементом заработной платы, находится под особой защитой Конституции РФ.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Отсюда следует, что вознаграждение за труд, включая его нижнюю планку в виде установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является не просто составной частью заработной платы, предусмотренной Трудовым кодексом РФ, но особой конституционной гарантией, не допускающей при этом никакой дискриминации.

Иное в соответствии со статьями 3 и 4 Трудового кодекса РФ можно расценивать только как дискриминацию, т.е. ограничение в трудовых правах, не связанное с деловыми качествами работника, а также как принудительный труд, поскольку работа выполняется под угрозой наказания (увольнения) при наличии права отказаться от её выполнения в связи с тем, что заработная плата выплачивается не в полном размере.

Вместе с тем, в соответствии с Законом РФ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ с 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей в месяц. Отсутствие денег в областном бюджете на повышение МРОТ с 3300 до 4330 рублей в месяц привело к тому, что работники образовательных областных и муниципальных учреждений образования получают заработную плату, в которую входят как вознаграждение за труд в виде оклада (тарифной ставки) в размере 1530 рублей, так и компенсационные и стимулирующие выплаты, и выплаты за работу в особых климатических условиях (районный коэффициент в размере 15% заработной платы), что в совокупности и составляет 4330 рублей в месяц.

Департамент труда и социального развития Вологодской области в своём письме «О минимальном размере оплаты труда» от 22.08.2007 г. № 3/7-3/20, направленном руководителям органов исполнительной государственной власти области, разъяснил, что в состав МРОТ входит тарифная ставка (оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты (премии, оплата труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от  нормальных и других), а также районный коэффициент.  Кроме того, в состав минимального размера оплаты труда включаются доплаты за работу при совмещении профессий (должностей), при расширении зон обслуживания, увеличении объёма работы, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором.

Такая работа согласно статьям 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ является дополнительной к основному виду работ, выполняется с согласия работника за дополнительную оплату (доплату), поэтому не может включаться в минимальный размер оплаты труда.

Письмо от 24.08.2007 г. было направлено во все образовательные учреждения области в связи с повышением МРОТ до 2300 рублей, а затем  до 3300 рублей в месяц с 1 сентября 2007 года. Принципы оплаты труда, заложенные в нём, действуют и в настоящее время.

Однако, Конституция РФ, имеющая в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации абсолютный приоритет, предусматривает государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, т.е. части заработной платы без учёта компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

В соответствии с трудовым законодательством (статьи 146, 147, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ) компенсационные выплаты работникам не только формально не включаются в состав именно вознаграждения за труд (часть 1 статьи 129, часть 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ), но и основания для осуществления этих выплат связываются не с количеством и качеством труда, а с выполнением трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, по профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в условиях, отклоняющихся от нормальных, с работой в особых климатических условиях, а также иные выплаты компенсационного характера.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличие от вознаграждения за труд и компенсационных выплат могут быть, а могут и не быть установлены в порядке, предусмотренном статьёй 135 Трудового кодекса РФ, тогда как вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда как конституционная гарантия является обязательной формой выражения заработной платы.

Стимулирующий фонд оплаты труда работников образования области «съели» доплаты до МРОТ, в размере 4330 рублей обслуживающему персоналу учреждений образования, что, в свою очередь, привело к  снижению базовых окладов учителей и руководителей образовательных учреждений по сравнению с минимальным размером оплаты труда, установленным в Российской Федерации.

Таким образом, размер вознаграждения за труд снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, поскольку, в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства, работодатель включает все причитающиеся работнику выплаты в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы).

В настоящее время Департамент занятости заключает трудовые договоры с населением на общественные работы и устанавливает заработную плату исходя из МРОТ в 4330 рублей плюс 15% районный коэффициент, в результате чего заработная плата составляет 4980 рублей в месяц (при этом работник ещё получает и пособие по безработице), а в системе образования области при выполнении работ любого количества и качества заработная плата технического персонала не превысит 4330 рублей в месяц.

На основании вышеизложенного просим Вас, Юрий Яковлевич, проверить правомерность исчисления заработной платы работников подобным образом; правомерность разъяснения Департамента труда и социального развития Вологодской области; предъявить и поддержать в суде иск в защиту работников образования на оплату их труда в полном размере; понудить Правительство Вологодской области и Законодательное Собрание Вологодской области включить в бюджет области на 2010 год и последующие годы средства на увеличение МРОТ (ст. 133 Трудового кодекса РФ) до 4330 рублей в месяц по отрасли «Образование» с их последующей индексацией.

Председатель областной организации профсоюза О.А. Димони