Рельсы Президента

Версия для печатиВерсия для печати

В гостях у “Профсоюзной газеты” председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки О.А. Димони

Корреспондент: Олег Анатольевич, наши читатели знают о тяжелом материальном положении учителей, о падении престижа труда педагогов. Почему это происходит? Неужели государство не заинтересовано в системе образования?

Олег Анатольевич: По существующему законодательству учитель у нас является одним из самых высокооплачиваемых работников, наравне с государственными служащими и банковскими работниками.
 

Корр. - ???

О.А. - Здесь нет и повода для удивления. Любой наш потомок, открыв существующий сейчас Закон "Об образовании", Указ № 1 Президента, придет к такому выводу. В этих документах ясно и четко записано, что размер средней ставки педагогов должен быть равен существующей средней заработной плате в промышленности.
 

Корр. - Но ведь ни тот, ни другой документ не выполняются!
 

О.А. - Да. Расчеты показывают, что оплата труда учителей сейчас в 4-5 раз меньше, чем должна быть.
Поэтому требования, которые предъявляют учителя к правительству, президенту, администрации области, являются законными. Можно сказать, что наш профсоюз не требует повышения зарплаты, как, например, шахтеры, мы просто требуем выполнить закон! А вот пути его выполнения могут быть разные: своевременные индексации, изменение ЕТС, введение доплат и надбавок и т.д.

Корр. - Но учителя, как и другие работники бюджетной сферы, "расставлены" по разрядам Единой тарифной сетки. Вы требуете ее отменить?

О.А. – ЕТС нельзя принимать как нечто застывшее, установленное раз и навсегда. Наш профсоюз рассматривает ее как механизм реализации Закона "об образовании" в части оплаты труда педагогов. Кстати, в нашем Соглашении с управлением образования области есть именно такая запись. Я хорошо помню очень сложные переговоры с правительством в конце 1992 года, когда вводилась ЕТС, свое резкое заявление как члена комиссии от ЦК профсоюза о том, что если зарплата учителей по ЕТС будет ниже предусмотренной законодательством, необходимо проводить уже назначенную Всероссийскую забастовку.
Корр. - И все-таки ЕГС была введена...

О.А. - Да, потому что Президент пошел навстречу многим нашим предложениям по сокращению сроков ввода ЕТС на 2 месяца, по увеличению уровня оплаты труда на 25 % по сравнению с планируемым и т.д. И, наконец, самое главное, Минфин, Минтруд, само Правительство заверили нас, что учтут наши предложения по введению новых, повышенных разрядов ЕТС для того, чтобы передвинуть вверх по "лестнице" ЕТС учителей, руководителей и профессорско-преподавательский состав вузов.

Корр. - Но воз и ныне там?...
 

О.А. - Произошло самое страшное. Власть постепенно перестала считаться с собственным народом. И хотя на протяжении 1993-95 годов на уровне России ЦК профсоюза удалось решить ряд проблем педагогов, многого мы не достигли. Мы не смогли повернуть власть к образованию лицом, а все существующие договоренности с нашим Профсоюзом были сорваны. Более того, в этом году, когда II Съезд Профсоюза предъявил требования к Правительству, оно даже не вступило с нами в переговоры, нарушив при этом существующее законодательство. Поэтому я уверен, что педагоги не ошибутся ни на предстоящих выборах в Госдуму, ни на президентских, и сделают правильный выбор.
 

Корр. - У меня складывается впечатление, что в России многие проблемы учительства решатся нескоро. А что же делается на уровне области?

О.А. - От существующей политики государства в области образования, где слова практически всегда расходятся с делом, вынуждены защищаться субъекты федерации, беря решение насущных вопросов, социальной защиты работников образования на себя. За последние 3 года администрация области часто шла навстречу нашему профсоюзу, осуществляя перерасчеты отпускных педагогическим работникам при выходе из отпуска, несколько раз индексируя заработную плату раньше, чем по России, вводя различные доплаты и надбавки к ставкам педагогов...
 

Корр. - Но в то же время в нашей области были и забастовки, и пикеты работников образования, студентов...

О.А. - Да, в отношениях между администрацией области, управлением образования и нашей профсоюзной организацией было все: непонимание, открытая конфронтация, игнорирование друг друга, и тогда возникали забастовки, но были найдены и пути взаимопонимания, компромиссов, взаимных уступок.
Как правило, именно в эти периоды на уровне области принимались решения, несколько снимающие
работников образования. Складывается, правда, очень непросто и система социального партнерства. В 1993 году между областной профсоюзной организацией и управлением образования было заключено первое Соглашение, где были предусмотрены многие моменты социальной защиты педагогов. Именно тогда были решены такие вопросы, как, например, выделение двух окладов при выходе на пенсию учителя, введение оплачиваемого методического времени воспитателям детских садов без обязательного присутствия на рабочем месте и многое другое. В 1994 году было заключено следующее Соглашение, которое уже более детально определяет взаимоотношения между нами и управлением, предусматривает вопросы занятости, охраны труда.
 

Корр. - Это Соглашение выполняется?

О.А. - По ряду позиций, да. Несмотря на сложную ситуацию с финансированием. Выполняя Соглашение, администрация ввела новую систему доплат, надбавок и премий учреждениях образования в размере 25 от фонда оплаты труда. Теперь руководитель и профком могут вводить любые надбавки и доплаты работникам образования. А пятая часть этих средств пойдет на выплату премий. Эти решения, по нашим расчетам, более чем на 10 % увеличили фонд оплаты труда работников образования, что весьма существенно для педагогов, чья зарплата является одной из самых низких по области.
 

Корр. - В марте этого года Правительство преподнесло всем бюджетникам подарок, сократив коэффициенты между разрядами ЕТС. Как сейчас решается этот вопрос?
 

О.А. - На уровне России туго. Хотя Правительство и признало незаконность своего решения, т.к. оно было принято без консультаций с профсоюзами. Не скажу, что эта проблема просто решалась и у нас, но в отличии от правительства наша администрация оказалась более дальновидной и прежде чем принять решение, выслушала мнение всех заинтересованных сторон, в результате были сохранены старые коэффициенты. Теперь работники бюджетной сферы нашей области получают зарплату выше, чем в среднем по Российской Федерации. Хотя нужно признать, что экономически наша область уступает многим регионам, и состояние бюджетов в городах и районах отнюдь не прекрасное. Все зависит от отношения власти к нуждам населения.
 

Корр. - Вы хотите сказать, что многие проблемы учителей на периферии решаются легче, чем в Москве?
 

О.А. - Безусловно. И Президент, и премьер, на мой взгляд, отгородились от действительных проблем системы образования, и, прежде всего, от ситуации с оплатой труда педагогов. И не только они. Что стоит одно лишь игнорирование Минтрудом всех предложений ЦК профсоюза и Министерства образования по совершенствованию ЕТС на протяжении уже трех лет? Что это за реформы, спрашивается, если они идут за счет обнищания врачей, учителей и работников культуры? Федеральные органы власти и управления давно уже живут в каком-то другом, придуманном ими мире, и я представляю, как сложно нашему ЦК профсоюза пробить эту стену. Администрации регионов ближе к людям, их чаяниям и заботам, вот только средств у них, как правило, нет, потому что львиную их долю забирает себе федеральный бюджет. Там они бесследно и растворяются. Как в этих условиях можно в нашей области повысить зарплату педагогам? Но предложениям профсоюза идут навстречу. Постепенно приближаясь к выполнению Закона РФ "Об образовании", администрация области планирует изменить ЕТС в отношении учительства. Теперь выпускник педучилища будет сразу получать не 7, а 10 разряд, вуза - 11. На очереди - введение стажевых.

Изменили в нашей области и подходы к обязательной аттестации педагогов, учтя практически все требования профсоюза. Профсоюзной организации области есть, что сказать работникам образования. Начнем с того, что только благодаря введению Фонда доплат и надбавок мы стали возвращать ежемесячные взносы членам нашего профсоюза десять раз подряд каждый месяц,  а с учетом того, что примерно половина взносов остается в первичке, и того больше!
 

Корр. - В смысле?

О.А. -  Механика простая. Фонд оплаты труда при этом увеличился в среднем на 10%, а профвзносы составляют 1 % в месяц. Это к тому, нужен ли профсоюз в образовании, и чем он занимается. Такая же ситуация с 10 % компенсацией на приобретение методлитературы и периодики педагогам. Когда в нашей области появилось желание выплачивать ее не от зарплаты, а от ставки, т.е. в полтора-два раза уменьшить, благодаря записи в Соглашении, нам удалось отстоять старый порядок. Далеко не просто обстоят эти проблемы во многих областях, краях и республиках России, где к их решению вообще не приступали.
 

Корр. - На 26 сентября назначена Всероссийская забастовка работников образования. Будут ли в ней участвовать учителя нашей области?
 

О.А. - Большинство профсоюзных организаций образовательных учреждений области присоединялись к требованиям II Съезда Профсоюза. Так как Правительство вообще не на переговоры с Центральным Комитетом, было принято решение о проведении однодневной забастовки. Свою позицию по отношению к ней областная профсоюзная организация выработает 5-6 сентября на Пленуме обкома. В любом случае решение об участии в забастовке будет приниматься с учетом того, что делается в плане социальной защиты работников образования в нашей области, а также каждым учителем отдельно, путем тайного голосования.
 

Корр. - Какие проблемы педагогов собирается решать обком профсоюза в новом учебном году?
 

О.А. - Проблемы образования нарастают, как снежный ком. Здесь и постоянные задержки заработной платы, особенно в дотационных районах, отсутствие средств на ремонт школ и детских садов, приобретение учебных пособий, оплата коммунальных услуг работникам образования. И, самое главное - выполнение Закона РФ "об образовании" в части оплаты труда. Мы должны, обязаны изменить отношение государства к учителю, к детям. Президенту давно пора вспомнить собственные Указы и Законы по образованию, которые он подписывал, а также свои обещания. Это требование времени. Характерный симптом - шахтеры Ростовской области во время своей голодовки вынесли плакат " Ельцин. Мы нашли рельсы!" Уровень оплаты труда педагогов уже начал угрожать национальной безопасности страны. Образование - это основа любого государства. Очень хорошо сказала в свое время [b]Е.И. Рерих:[/b]
"Срам стране, где учителя пребывают в бедности... Стыд тем, кто знает, что их детей учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботился об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызывает восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обид? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух".

Источник: 
"Профсоюзная газета" от августа 1995 г. №24