В гостях у педагогов – коллеги из Англии

Версия для печатиВерсия для печати

Недавно в Вологодской области побывала делегация Национальной ассоциации учителей Великобритании. В программе ее пребывания на вологодской земле было посещение Вологодского госпедуниверситета и встреча со студентами факультета иностранных языков, посещение городского центра детского творчества, Вологодского Кремля, Спасо-Прилуцкого монастыря. Посетили педагоги из Англии и Майскую среднюю школу. В конце дня состоялась встреча гостей с профсоюзным активом области. На обеих встречах побывала А. В. НОСКОВА, председатель райкома профсоюза работников образования и науки.

- Что интересовало англичан в наших школах? - спрашиваю Аллу Васильевну.

- Оснащенность школ, методическое обеспечение учебного процесса и организация самого учебного процесса, - отвечает она.- В плане технического оснащения и обеспечения оборудованием английские школы не сравнимы с нашими: они хорошо укомплектованы современным стандартным оборудованием, качественным и прочным, все классы оснащены необходимой техникой, компьютерами, калькуляторами и т. д. Но методическое обеспечение - иными словами уровень стандартизации обучения - в наших школах значительно выше, неслучайно поэтому выше и качество образования. Англичан очень удивило, что у каждого ученика в наших школах есть учебник, что у каждого первоклассника, кроме персонального букваря, имеются прописи, что по различным дисциплинам, особенно естественно - математического цикла - в наших школах есть стандартные сборники задач. Богатство кабинетов такими учебными материалами удивило их. В образовании Англии такая задача еще только ставится.

Как форма контроля в школах Англии широко распространено тестирование, причем довольно жесткое: по каждому предмету и в большом объеме. Контроль этот настолько строг, что профсоюзы учителей Англии вынуждены были встать на защиту учителя. Удалось добиться некоторого смягчения контроля.

Английские гости признались, что в их школах очень выросло число фактов хулиганства и наркомании. Многие учителя не могут даже провести урока. Профсоюзу учителей Англии приходится думах о способах защиты учителя от учеников.

- Что это за способы?

- Профсоюзы настаивают на изоляции учащихся-нарушителей.

Исключить ученика из школы в Англии очень трудно, но при каждой школе созданы центры, говоря нашим языком, для индивидуальной воспитательной работы с учениками. Как известно, наши профсоюзы работников образования в школьный "производственный" процесс не вмешиваются, функции защиты учителя от ученика у них нет.

Как показало общение профсоюзного актива области с коллегами из Англии, их функции во многом, хотя и не во всем, сходные, хотя проблемы, которые решают профсоюзные лидеры Англии совсем иные. Начнем с того, что в Англии этот профсоюз объединяет только учителей, в него не входят другие работники: научные работники вузов, студенты, технический персонал учреждений образования и пр. Это значительно облегчает и конкретизирует работу английских профсоюзов, ведь разные категории требуют и разного подхода в защите прав. Причем, профсоюз учителей практически не сотрудничает с другими профсоюзами, работает автономно.

Английские профсоюзы учителей не занимаются социальными проблемами, организацией отдыха членов профсоюза. Такие вопросы педагоги решают сами: уровень зарплаты позволяет сделать это. В Англии практически нет сельских школ (здесь всего лишь два процента населения проживает в сельской местности, по сведениям гостей), поэтому нет и разницы в зарплате городских и сельских учителей, и никаких льгот. Перечень таких льгот их очень удивил. В среднем английский учитель получает годовую зарплату около 24 тыс. фунтов стерлингов, или по 2 тыс. фунтов стерлингов в месяц (около 80 тыс. рублей). На эти деньги учитель имеет возможность приобрести квартиру и обеспечить все потребности семьи. Только учителям Лондона профсоюз оказывает финансовую помощь для приобретения квартиры, поскольку квартиры здесь очень дорогие.

Зарплата учителей Англии устанавливается на национальном уровне, а финансирование материального обеспечения школ идет из муниципалитета. Тем, кто следил за забастовочным движением, известно, что это одно из требований и наших учителей. В Англии нет аттестации учителей как таковой. Если учитель имеет высшее образование, он имеет право на зарплату, которую устанавливает федеральное правительство. Там нет и стажевых надбавок, но вся дополнительная работа, новые обязанности – оплачиваются (проверка тетрадей и пр.). Те, кто работает непосредственно с детьми в аудиториях, получает больше иных.

- А какова там нагрузка учителя?

- В Англии нет законодательства, ограничивающего или каким-либо образом оговаривающего учебную нагрузку (количество недельных часов) педагогов. В среднем учитель преподает здесь 25-26 часов в неделю.

- Что еще удивило гостей?

- Побывав в городском Дворце творчества детей и подростков, англичане, восхищаясь, отметили, что у них таких школ для детей нет. Все творческие школы там платные, доступные очень немногим, да и отбор туда очень жесткий.

- Как строятся взаимоотношения профсоюзов английских учителей с муниципальными властями? Есть ли предмет для переговоров?

- Да, переговоры ведутся. На них решаются вопросы об управлении школой профсоюзом вместе с администрацией на паритетных началах, ведутся переговоры о политике образования, как, например: вводится новый предмет, допустим, час грамотности, обсуждают, как его вести, чем наполнить. Профсоюзы просят деньги для ремонта школ, приобретения оборудования, участвуют" в разрешении конфликтов с отдельными членами профсоюза, защищая их права.

- Чем еще занимаются профсоюзы учителей Англии?

- Борются с безработицей, которая в Англии, по их словам, высокая. Несколько лет назад в Англии сократилось число детей, пришлось закрывать школы, уменьшать число классов. Что предприняли профсоюзы? За что боролись в этой ситуации? За разрешение более раннего выхода на пенсию, причем повышенную, а также за трудоустройство сокращенных педагогов в других школах. Просто уволить учителя в английской школе, по словам гостей, практически невозможно.

По признанию членов учительского профсоюза Англии, они были очень недовольны правительством М. Тэтчер, которая начала демократические преобразования в школах, которые разрушили рамки традиционной английской школы. При ней усилилась безработица, выросло число наркоманов. Новое правительство лейбористов предпринимает шаги по повышению зарплаты учителей, финансированию образования, а потому профсоюзы учителей возлагают на него большие надежды.

- Когда была последняя забастовка у учителей Англии? - спросили англичан.

- В 1990 году - ответили гости. -Это была однодневная предупредительная забастовка. Главное требование ее - сократить отчетность учителей, число документов и другой ненужной работы...

- Что за "ненужная" работа? - попросили уточнить.

Оказывается, каждый учитель английской школы должен иметь детальный план работы на каждый день, должен ежедневно представить директору отчет по оценкам учащихся. Если педагог провел контрольную работу, он должен представить отчет и по ней. Даже для родителей педагоги Англии делают отчеты о своей работе. Как выяснилось, уменьшения отчетности в ходе забастовки учителя добиться не могли. В 1997 году учителя объявили бойкот правительству и муниципальным властям, требуя сократить отчетность. Количество бумаг чуть уменьшилось, но отчетность все равно очень большая. Сейчас профсоюзное движение учителей Англии на распутье: ищет свое место в профсоюзном движении Европы, хотят вступить в Европейский Союз. Создание единой социальной Европы - вот за что они выступают.

Интересен еще и такой факт: центральный аппарат профсоюза учителей Англии -160 штатных единиц, у нас - около 15. Англичане считают, что российский профсоюз учителей по этой причине работает неэффективно, что большему числу людей надо постоянно и целенаправленно работать с правительством. Им непонятно утверждение наших учителей, что с нашим правительством работать бессмысленно, что нас никто не слушает. Неразумным и нерациональным кажется англичанам и то, что большая часть профсоюзных денег у нас расходуется на местах, тогда как профсоюзные взносы в Англии (это фиксированная сумма -100 фунтов стерлингов в год) концентрируются в центре и направляются для решения первоочередных проблем.

Учитывая сегодняшнюю политическую ситуацию, наши педагоги задали гостям и вопрос об участии их в политике, в выборах.

- Мы не агитируем, не рекомендуем голосовать за какого-либо кандидата, - ответили гости, - но разъясняем программу кандидата. Профсоюз не является подразделением политической партии, но наш представитель на партконференциях, встречах с членами парламента, во время предвыборной кампании лоббирует наши интересы.
Как отметила А. В. Носкова, встреча была, безусловно, интересной, однако она же показала, как велико различие в уровне жизни наших и английских школьных учителей.

- Нам бы их заботы... - вздохнула Алла Васильевна.

Когда англичан спросили, что бы делали профсоюзы, если бы учителя два-три месяца не получали зарплату, как было у нас недавно, последовал ответ:

- У нас такое в голове не укладывается.

Так что работа российских профсоюзов очень специфична, и не все в ней понятно иностранцам.

К. ЯЧМЕННОВА

Источник: 
"Маяк" от 23.10.99 №123