ВЕРНИТЕ НАМ ЗАРПЛАТУ!

Версия для печатиВерсия для печати

Намерение власти заставить педагогов работать по-новому вызывает у последних все большее возмущение. Чем дольше идет реформа в образовании, чем глубже проникает оптимизация, тем сильнее нарастает недовольство в учительской среде. Противоречия между проводниками реформы и «пострадавшими» от нее учителями высвечиваются на всех совещаниях, где встречаются представители обеих сторон. Не стала исключением и встреча учительского профактива Грязовецкого района с главой местной администрации Михаилом Лупандиным, прошедшая на прошлой неделе в Грязовце.

В разговоре с председателями профкомов Михаил Лупандин заявил, что если учителя "чувствуют в себе силы работать в новых условиях, - будут продолжать работу, не чувствуют - мы можем только сказать им "спасибо".

Под новыми условиями глава Грязовецкого района имел в виду федеральные образовательные стандарты и 83-й Федеральный закон, внесший изменения в правовое положение государственных муниципальных учреждений.

 

Под стандарт!

Разъяснения о вышеупомянутых новшествах профактиву дала начальник управления образования Грязовецкого района Татьяна Патракеева. По ее словам, федеральные образовательные стандарты начнут действовать со следующего учебного года, то есть с 1 сентября. С этого момента более высокие требования будут предъявляться к учителям начальных классов, которые, по образному выражению Патракеевой, должны родиться новыми людьми - с другим сознанием, чтобы учить детей по-новому. В 2012 году федеральные стандарты начнут действовать с пятого класса, а в 2013-м - с десятого. Предполагается, что школы полностью перейдут на них за четыре-пять лет.

Впрочем, этот процесс затронет также и детские садики. Стандарты для последних еще только разрабатываются, но уже известно, что дошкольное образование должно будет охватить всех 5-7-летних детей без исключения. К слову, в том же Грязовецком районе садики посещают лишь 80 процентов дошколят.

 

Статус "беспризорника"

Еще одно новшество под названием "самостоятельность" вызывает вопросы у самих чиновников. По мнению Патракеевой, образовательным учреждениям она "по сути дела не нужна, но это федеральный закон, и мы обязаны его исполнять". Поэтому начальник районного управления образования призвала профлидеров ознакомиться с законом 83-ФЗ и подумать, как по нему работать.

Сам закон вошел в силу 1 января 2011 года, но поскольку школы в большинстве своем оказались к нему не готовы, все образовательные учреждения сейчас считаются бюджетными, но потом некоторые из них могут стать казенными или автономными. Но рано или поздно им придется объявить себя самостоятельными: управление образования уже готовит для своих школ и садиков модельные уставы и посчитало, сколько денег потребуется для переоформления учредительных документов и лицензий, замену печатей и вывесок.

Главная проблема, однако, не в этом. Самостоятельность означает изменение принципов финансирования учреждений. Дело в том, что с юридической точки зрения все образование теперь считается услугой: так гласит Федеральный закон № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Михаил Лупандин объяснил педагогам, что одна большая образовательная услуга может быть разбита на услуги поменьше, и под каждую из них будет даваться задание: школам их будет выдавать область, детским садам - муниципалитеты. Стоимость каждой услуги будет рассчитываться по нормам и оплачиваться через субвенции.

Этот переломный момент тревожит всех специалистов. Михаил Лупандин выразил сомнение в том, что все руководители готовы к работе в новых условиях. А Татьяна Патракеева обратилась к председателям профкомов с просьбой изучить федеральный закон и вместе с руководителями школ обсудить, как по нему работать. "То, что не подойдет под основной перечень образовательных услуг, финансироваться не будет", - подчеркнула Патракеева.

 

Погоня за экономией

От грядущего изменения принципов финансирования педагоги не ждут ничего хорошего, так как недофинансирование стало "ахиллесовой пятой" образования. Борьба с так называемыми "неэффективными расходами" и оптимизация в бюджетной сфере фактически пошли в разрез с лозунгами о повышении качества преподавания. Чиновники постоянно подчеркивают, что сложная экономическая ситуация не позволяет жить по потребности. А профлидеры уверены в том, что все можно было сделать проще и сравнительно безболезненно.

Председатель Грязовецкого райкома Профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Литова подчеркнула, что после сокращения штатных единиц и уменьшения фондов оплаты труда (ФОТ) обстановка в трудовых коллективах накалилась: получив расчетные листки за март, люди стали выплескивать свое недовольство на руководителей. По данным Литовой, от сокращения совместительства на 0,25-0,75 ставки в детских садах пострадало порядка 80 работников, в школах - 77. Хотя средняя зарплата по образованию в районе итак невелика (9,9 тысячи рублей) и в рейтинге разных категорий работников находится на предпоследнем месте.

В ответ Татьяна Патракеева выразила надежду, что профактивисты понимают причину уменьшения ФОТ. И напомнила, что Законодательное собрание области уменьшило нормативы подушевого финансирования на 2011 год, из-за чего району пришлось урезать ФОТ всех школ и детсадов на 15 процентов, чтобы "компенсировать" исчезнувшие 13 миллионов рублей.

Однако педагогов подобное объяснение не удовлетворило, и особенно сильно возмущались работники детских садов. Так, председатель профкома детского сада деревни Слобода рассказала, что после сокращения 0,2-0,75 ставки сторожа, кастелянши, уборщика, подсобного рабочего, грузчика и музыкального руководителя в ее саду не осталось никого, кроме воспитателей и младшего обслуживающего персонала. А представитель детского сада №16 Грязовца продолжила мысль: "Убрали 0,75 ставки у прачки - у нее белья не уменьшилось, убрали 0,5 ставки у дворника - территория не сократилась, убрали 0,25 ставки у нянечки - работа не изменилась. Роспотребнадзор спросит по полной программе, и неважно, больше была зарплата или меньше".

И тут уже речь зашла о санитарных правилах и нормативах (СанПиН), которые были изменены так, что стали "решать" проблему нехватки мест в садах за счет "уплотнения групп. СанПиНы увеличили норматив, а фактически - трудовую нагрузку на ставку. Когда воспитатели подняли этот вопрос, Татьяна Патракеева посоветовала им обращаться к руководителям, чтобы перераспределить обязанности, однако обошла вниманием тот факт, что после оптимизации перекладывать обязанности стало не на кого, да и нормы труда пересмотреть невозможно.

"К сожалению, нас сейчас меряют и считают, - сетовала Патракеева. - Говорят о неэффективных расходах, излишней численности работников. Если бы район жил по нормативам, средняя зарплата была бы выше, и проблем с ФОТ не было". По мнению начальника управления образования, для Грязовецкого района обернулся проблемой предмет его гордости - большие добротные здания школ в кирпичном исполнении, которые дорого содержать и особенно, отапливать.

Но все эти объяснения не могли удовлетворить людей, недовольных снижением заработков. Порекомендовав главе района провести оптимизацию в своей администрации, педагоги пригрозили акциями протеста, если им не вернут прежнюю зарплату.

 

"Пожарная" помощь

Правда, по своей инициативе муниципалитет вряд ли что-то может вернуть. Глубоко дотационный Грязовецкий район обеспечивает себя лишь на четверть и финансируется из областного бюджета. Решения как о сокращении, так и об увеличении ФОТ району диктует область. На нее и уповал Михаил Лупандин, касаясь инициатив Губернатора Вячеслава Позгалева.

Напомним, что в начале апреля глава региона сделал заявление о повышении зарплат всем бюджетникам с 1 июня на 15 процентов. Но каким будет механизм повышения, пока неизвестно - никаких документов на сей счет не принято. Конкретные данные появятся тогда, когда вопрос будет вынесен на рассмотрение депутатов Законодательного собрания области.

А пока суд да дело, педагоги опасаются, что обещанное повышение пойдет на стимулирующий фонд, распределение которого - прерогатива школьного директора. И учителя опасаются, что при таком подходе повышение затронет всех по-разному.

Однако председатель обкома Профсоюза работников народного образования и науки Светлана Павлушкова заявила коллегам, что им нужно избавиться от "иждивенческой" позиции, дескать, все решат без нас. "Каким бы путем ни пришли деньги, в какой бы фонд ни поступили, мы должны обеспечить гласность и открытость работы по этим деньгам, - убеждена профсоюзный лидер. - Если мы заранее говорим, что все равно все решат без нас, то заранее должны смириться с тем, что все будет происходить без нашего ведома и участия".

В итоге Светлана Павлушкова предложила коллегам держать под контролем распределение стимулирующих выплат, чтобы поставить заслон возможным злоупотреблениям. И напомнила, что области немаловажно, как пройдет распределение средств, поскольку регионы тоже буду оцениваться по различным показателям эффективности - от количества молодых учителей в школах до мер пенсионного обеспечения и числа педагогов, прошедших аттестацию по новому порядку.

 

"Бьем челом"

Впрочем, надежды на помощь области повышением зарплаты не исчерпываются. Участники встречи активно обсуждали меры социальной поддержки по тысяче рублей, на которые Губернатор обещал выделись средства из областного бюджета для педагогов Вологды. Главный вопрос звучал так: а чем мы хуже?

Светлана Павлушкова ответила на это, что еще в феврале на встрече с учительским профактивом Вячеслав Позгалев призвал все муниципалитеты изыскать средства на меры социальной поддержки педагогов.

После той встречи обком профсоюза направил во все районы запрос, чтобы узнать, насколько они готовы к подобным тратам. Большая часть районов откликнулась, подсчитав, сколько денег им для этого требуется. Соответствующие письма муниципалитеты направили в областной департамент финансов и Законодательное собрание области, написав, что они всецело поддерживают инициативу Губернатора, но денег на ее реализацию у них нет.

В итоге Светлана Павлушкова посоветовала Михаилу Лупандину, не дожидаясь указаний "сверху", обратиться в областное Правительство с аналогичным письмом. Отраслевой профсоюз, со своей стороны, продолжит переговоры с Правительством, чтобы убедить его изыскать средства на меры социальной поддержки не только для Вологды, но и других муниципалитетов, дабы не допустить дискриминации в этом вопросе. Правда, Светлана Павлушкова заметила, что судьба выплат еще не решена, никаких документов по Вологде пока не принято.

 

Предвыборная оказия

Участники грязовецкой встречи осознавали, что многое может измениться еще до начала нового учебного года. Предвыборный 2011 год уже изобилует инициативами Президента и премьер-министра страны. Слова Владимира Путина о необходимости за два года довести учительскую зарплату в каждой области до среднего уровня по региону звучат многообещающе. Соответствующая федеральная программа развития образования, по словам председателя российского Правительства, позволит поднять зарплату педагогов процентов на 30. Однако на практике все может оказаться гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Светлана Павлушкова проинформировала коллег о результатах встречи региональных профлидеров и руководителей органов управления образованием с законодателями и руководителями Минобрнауки РФ, прошедшей недавно в Москве. "Идея Путина в чем состоит? В Москве понимают, что в школе сейчас должен произойти прорыв, поэтому делают ставку на учителей, - рассказала профлидер. - Будет просчитана субсидия, которую направят в регионы, чтобы те выделили денег не меньше, если не больше. Тратить на зарплату федеральные деньги будет нельзя - они пойдут на материально-техническое переоснащение школ, их оборудование, обучение и переобучение кадров. Строить новые здания и делать капитальные ремонты на эти деньги тоже будет нельзя: Министерство образования считает, что это проще всего - построить несколько новых школ, тогда как нужно решить проблему недостаточного оснащения уже существующих. А вот на зарплату можно будет направить средства, которые выделит регион".

Если Департамент образования своевременно сделает все необходимые расчеты, федеральные деньги могут прийти в область уже в сентябре, а учителя - получить повышенную зарплату. Но обольщаться здесь не стоит: процесс будет непростой, профлидерам придется внимательно отслеживать ход его выполнения, однако для начала нужно дождаться появления обещанной федеральной программы.

А пока спорить о реализации губернаторских и правительственных инициатив слишком рано. Ситуация должна проясниться к началу следующего учебного года. Потому и Михаил Лупандин, подчеркнув, что он готов встретиться с каждым коллективом, предложил профлидерам педагогов провести еще одну встречу где-нибудь в августе.

Алла Нивина
 
Источник: 
№ 14 (985) 21.04.2011 «Профсоюзная газета»