24-25 августа состоялось традиционное областное августовское совещание педагогических работников. В этот раз его темой стала "Модернизация региональной системы образования: состояние, правовое обеспечение, перспективы". Представители образовательных учреждений, органов власти, педагогической, родительской общественности и профсоюзов обсудили третью редакцию закона "Об образовании". Споры вокруг законопроекта не утихают.
Работа двухдневного совещания была построена вокруг обсуждения в секциях наиболее актуальных проблем современной системы образования. В первый день семинара четыре секции организовали свою работу на базе Вологодского института развития образования и Губернаторского колледжа народных промыслов.
Темы, вынесенные на обсуждение в рабочих группах, звучали так: "Государственная политика в сфере дошкольного образования", "Состояние, перспективы развития и правовое обеспечение школьного образования", "Совершенствование условий и механизмов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние, нормативное правовое обеспечение, перспективы", "Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики: правовые основы и перспективы”.
Первая группа обсудила вопросы осуществления полномочий органами местного самоуправления по дошкольному и начальному школьному образованию и воспитанию в части организационного и материально-технического обеспечения, обновление финансово-экономических механизмов в сфере дошкольного образования, проблемы законодательного определения терминов дошкольного образования. Наиболее важной проблемой остается правовое обеспечение этой отрасли. Обостряет её тот факт, что в новом проекте закона предполагается разделить источники финансирования воспитательной и образовательной программы дошкольных учреждений и их хозяйственного обеспечения.
Большая часть профсоюзных активистов приняла участие в работе самой многочисленной второй группы. Присутствовали также начальники управлений образования из городов и районов области, специалисты и руководители Департамента образования, председатели городских и районных организаций Профсоюза, сотрудники Вологодского института развития образования, Центра информатизации и оценки качества образования, представители методических служб, родительской общественности. Участники группы обсудили основные изменения, внесенные в законопроект, наиболее значимые нововведения, изменения финансово-экономических отношений, понятие региональной оценки качества общего образования, перспективы развития сельских школ, а также вопросы защиты прав обучающихся и их родителей.
Работу этой секции "Профсоюзной газете" прокомментировала председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Светлана Павлушкова. По её словам, несмотря на то, что профсоюзные организации различных уровней неоднократно обращали внимание законодателей на острые углы и спорные позиции в проекте закона, направляли им свои предложения, разработчики закона продолжают игнорировать целый ряд предложений. Таким образом, вызывает вопросы сам механизм публичного общественного обсуждения законопроекта. Насколько эти предложения и замечания качественно обобщаются и готова ли власть прислушаться к общественному мнению?
Несмотря на все предложения профсоюзов, и в третьем проекте закона не разработаны конкретные механизмы осуществления государственной политики в сфере образования. По мнению профсоюзов, на федеральном уровне должны быть закреплены механизмы налоговых льгот, гарантий в оплате труда педагогов, законодательно гарантированный минимум государственных средств, направляемый на отрасль образования, полномочия по утверждению продолжительности рабочего времени педработ- ников и их квалификационных характеристик. Такой подход, по мнению профсоюзного лидера, затрудняет руководство отраслью. Светлана Вадимовна убеждена, что общие места и расплывчатые формулировки в федеральном законе, а также передача этих важных полномочий субъектам неминуемо приведет к ухудшению положения педагогов: регионы всегда идут по пути возможной экономии, поэтому должны быть социальные гарантии для педагогов, закрепленные на федеральном уровне. По мнению профсоюзных лидеров, размер базовых окладов работников также должен быть утвержден на федеральном уровне, чтобы быть стартом, ниже которого регионы его установить не смогут. "В настоящее же время заработная плата педагогов существенно отличается не только в разных регионах, но даже в разных районах одного субъекта, что недопустимо, когда люди выполняют одно и то же государственное задание, - считает Светлана Павлушкова.
Тем удивительно отсутствие такого подхода в работе над проектом закона, если вспомнить, что существуют федеральные образовательные стандарты, и особый акцент в новом законе предполагается сделать на качество образования, вплоть до ответственности за ущерб от некачественного образования. Таком образом, существуют единые требования к понятию качества образования, к праву ребенка получать образование, а права педагогов работать и получать достойную заработную плату остаются без внимания законодателей.
Поэтому больше всего замечаний у профсоюзов возникло к главе, связанной со статусом педагогических работников. Законопроект не предусматривает их право на защиту профессиональной чести и деловой репутации, на объективное дисциплинарное расследование. Обходят вниманием и особенности условий труда работников, оздоровление и санаторно- курортное лечение педагогов и их детей. "То есть о высоком статусе педагогических работников заявляется декларативно, в проекте закона эта идея полного подтверждения не находит", - говорит председатель обкома профсоюза.
На пленарном заседании, состоявшемся после обсуждения в группах, по проблемам государственной политики и модернизации региональной системы образования выступали первый заместитель Губернатора области Иван Поздняков, начальник Департамента образования области Елена Рябова, председатель постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного Собрания области Людмила Ячеистова, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Светлана Павлушкова.
В своем выступлении Светлана Вадимовна говорила о социальном партнерстве как об обязательном условии модернизации образования. "Без подлинного, не декларативного социального партнерства все реформы в отрасли обречены на неудачу. Необходимо повышать качество общественной дискуссии, вести переговоры открыто и прямо, чтобы педагоги, профсоюзные активисты знали, что их мнение будет услышано и учтено", - считает профлидер. Ещё одно испытание для социального партнерства - это работа по повышению оплаты труда работников. При увеличении стимулирующих фондов значительно возрастает роль профсоюзных организаций при распределении этих средств внутри учреждений.
Во второй день совещания участники обсудили итоги выполнения Регионального отраслевого Соглашения по образовательным учреждениям области, а также итоги аттестации педагогических работников в 2010-2011 годах и обсудили мероприятия, связанные с модернизацией системы общего образования в Вологодской области.
Ольга Ильина